О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Предложения по совершенствованию законодательства в сфере образования

10.02.2022

Публикуем рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере образования в целях противодействия деструктивной цифровизации, подготовленные А. Швабауэр по результатам участия в круглом столе в Совете Федерации (дек. 2021 г.). Рекомендации направлены сенаторам Комитета образования Совфеда для учёта в работе.

В целях обеспечения конституционных прав граждан, в частности, права на образование, необходимо:

1. Закрепить в Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) и дистанционными образовательными технологиями.

В указанных целях необходимы системные поправки в закон. Предлагаем рассмотреть, в частности, возможность дополнения части 2 статьи 17 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предложением следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории образовательной организации без применения электронного обучения и (или) дистанционных технологий».

2. Законодательно обеспечить возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиад школьников в традиционном формате без использования Интернета, компьютеров, иных гаджетов. Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.

3. Обеспечить право граждан отказаться от электронного обучения в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Внести поправки в Национальный проект «Образование» (паспорт утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16) в целях прекращения реализации проекта «Цифровая образовательная среда».

Обеспечить широкое общественно-экспертное обсуждение содержания Нацпроекта «Образование», реформ в сфере образования, в том числе цифровизации, профессиональную оценку влияния цифровизации на здоровье, на интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, усвоение образовательных программ обучающимися, а также на национальную безопасность Российской Федерации.

5. Запретить формирование цифрового профиля учащегося (как системы типа «Контингент учащегося», на закон в отношении которой было наложено вето Президента РФ).

6. Принять законодательные и организационные меры, запрещающие регистрацию детей в любых интернет-порталах, цифровых системах без информированного добровольного согласия родителей и предусматривающие санкции к лицам, принуждающим родителей к такой регистрации.

7. Внести поправки в ст. 18 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующие предоставление детям учебников в бумажной форме, поскольку в настоящее время такой гарантии нет.

8. Прекратить внедрение «Сферума» (и подобных Интернет-порталов) в образование как системы, вовлекающей детей в социальные сети и негативно влияющей на уровень образования.

9. С учетом больших рисков для здоровья и развития детей, научно доказанного вреда от компьютерных игр, развития у детей игровой зависимости необходимо Минпросвещения расторгнуть соглашение с Федерацией компьютерного спорта России по внедрению киберспорта в школах и прекратить его продвижение среди детей любыми методами.

10. Отказаться от автоматизированной проверки домашних заданий. Проверка должна осуществляться живыми учителями, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию. Домашние задания должны выполняться на бумажных носителях.

Ввести законодательно обязательное использование учащимися ученических дневников на бумажных носителях как единственного качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся.

11. Необходимо прекратить снятие и обработку биометрии детей, внедрение камер распознавания лиц и эмоций в школах (например, пилотные проекты в Перми, Новосибирске).

12. Запретить использование Wi-Fi для обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях в целях защиты здоровья детей, а также для исключения рисков утечек персональных данных. Сократить допустимое время использования детьми компьютеров, планшетов по санитарным нормам и правилам. Проанализировать вопрос о запрете использования интерактивных досок (источников электромагнитного излучения) в обучении детей в связи с рисками негативного влияния их на здоровье и развитие.

13. Отменить и (или) внести поправки в подзаконные акты, предполагающие массовую цифровизацию в сфере образования, как актов, не имеющих должного научного обоснования для реализации в образовательном процессе, в частности:

13.1. Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»);

13.2. Исключить из Приказа Минцифры России от 18.11.2020 N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" (вместе с "Методикой расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления", "Методикой расчета показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации", "Методикой расчета показателя "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%", "Методикой расчета показателя "Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет", "Методикой расчета показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий", "Методикой расчета показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий" на уровне субъектов Российской Федерации") следующие планы:

- о том, что «доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля» на платформе цифровой образовательной среды к 2030 году составит 100%» (п. 4.1. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1 Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации),

- о том, что «доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося» к 2030 году составит 80% (п. 4.2 Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.2. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.2. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации);

- о том, что «доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки» к 2030 году составит 70% (п. 4.5. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.5. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.5. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации).

14. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" и исключить оценку деятельности чиновников в сфере образования в зависимости от уровня внедрения тех или иных технологий цифровизации образования.

Предложенный выше перечень не охватывает всех необходимых мер для обеспечения качественного образования в России, но предусматривает некоторые важные первоочередные направления совершенствования законодательства.


Источник: ОУЗС

Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея