О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Исследование: Алкогольные сцены в фильмах способствуют спаиванию молодёжи

11.04.2022

Фильмы, в которых герои употребляют алкоголь, побуждают молодых зрителей приобщаться к спиртному. К такому выводу пришли исследователи из Университета Неймегена в Нидерландах.

С некоторых пор «хорошие парни» в голливудских фильмах уже не курят сигареты, как это было широко распространено ранее. И это дало большой эффект в деле борьбы с курением среди молодежи, объем которого в США и других западных странах снизился. Но Джеймс Бонд и тому подобные герои, на которых так хотят походить многие молодые люди, продолжают употреблять алкоголь на экране.

Тем самым они придают самому процессу потребления спиртного черты чего-то гламурного, «взрослого» и привлекательного, что приобщает подростков к вредным привычкам. К такому выводу пришли голландские ученые, которые проследили, как подается алкоголь во множестве современных фильмов и сериалов – приносит ли он героям радость, удовлетворение, облегчение или боль и разочарование.

Исследователи также проверили, влияют ли пьющие положительные герои на решение молодых зрителей начать употреблять спиртные напитки, и пришли к выводам о значимости этого фактора.

В исследовании приняли участие 159 студентов колледжа в возрасте от 18 до 30 лет. Им показали 8 разных отрывков из кино, в которых алкоголь подавался в положительном или отрицательном контексте. После просмотра молодых людей спросили об их впечатлениях, а также о том, хочется ли им самим выпить. Оказалось, что спиртное в руках положительных героев рождало желание выпить и у зрителей.

По словам доцента кафедры психопатологии Марло Кляйнджана, из Университета Неймеген, алкоголь представлен в 80-95% современных фильмов, при этом чаще всего по сюжету он изображается в положительном ключе.

«Появление алкоголя в СМИ – включая фильмы, а также в рекламе и цифровых медиа, как например в Фейсбук, – может побудить молодежь к употреблению спиртного. Так как поступки киногероев могут восприниматься подростками в качестве ролевых моделей, то алкогольные сцены в кино могут влиять на убеждения зрителей и отношение к спиртному», – сообщает Марло.

Исследователи также выяснили, что во множестве лент реклама алкоголя становится более утонченной, что в результате только повышает ее эффективность.

Студентка Ренске Кордеман, написавшая диссертацию по данной теме, отмечает: «Зрители часто не догадываются о продвижении алкоголя в кино. Ведь скрытая реклама, вплетённая в сюжет, более незаметна … Стратегии встраивания рекламы в контекст фильма с привлекательными актерами (и без сознательной обработки зрителями подобных эпизодов) – могут быть даже более мощными, чем классические рекламные форматы».

Авторы исследования сходятся во мнении, что, учитывая серьезные последствия для здоровья молодёжи от употребления алкоголя, следует рассмотреть ряд мер, которые поспособствуют снижению угрозы:

  1. Ввести маркетинговую политику, аналогичную табачной, которая будет содержать более строгие правила в отношении изображения употребления алкоголя в средствах массовой информации и кинематографе.
  2. Ограничить показ фильмов с алкогольными эпизодами только поздним временем, после так называемого «прайм-тайма» (т.е. после 21 часа), чтобы снизить вероятность их просмотра молодыми людьми.
  3. Обучать молодёжь программам медиаграмотности, чтобы повысить их осведомленность о последствиях изображения вредных привычек в фильмах.

«Наконец, пока дети маленькие, родители могут вместе с ними просматривать программы и объяснять, что изображается, комментируя происходящее на экране в правильной перспективе», – призывает Марло Кляйнджан.

Статья подготовлена на основании перевода научной публикации на сайте EurekAlert

https://whatisgood.ru/


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Топ 15 ловушек цифрового образования - для чего внедряют цифровые технологии в школах ?
Топ 15 ловушек цифрового образования